Образовательные проекты — что полезно знать?

В. Соколов

Нередко в школах задаются вопросом, как мотивировать учителей и учеников заниматься проектной деятельностью. Одни видят выход в материальном стимулировании этого направления работы. Другие полагают, что рациональная организация труда позволит достигать высокого уровня проектов, и это даст педагогам необходимые баллы для аттестации и признание. Всё это так, но дело не только в этом.

Когда еще только начиналась работа с проектами, уже была очевидна такая проблема: подавляющее большинство не понимает, что проектная деятельность существовала десятки лет, просто ее так не называли.

Преподаватели делали с учениками проекты: модели, рефераты, программы для сцены, — и вдруг им говорят: «Вы должны начать заниматься проектной деятельностью».

А должны были сказать: «Вы давно занимаетесь проектной деятельностью, теперь это стало важным направлением работы. Давайте подумаем, как это подать.»

То есть, очевидно непонимание сути проектной работы теми, кто занимается организацией и координацией этой работы. Как следствие, полная путаница в головах учителей.

Тропа здоровья

Чтобы учитель и ученик увлеченно занимались проектной деятельностью, они должны развивать те проекты, которые им интересны сами по себе. Чтобы конкурс проектов был для них не способом заработать призовые места, баллы для аттестации или премию — а способом пропиарить свой проект, сделать так, чтобы об их находках узнало как можно больше людей.

И поменьше принимать всерьез мнение тех, кто не понимает. К сожалению, некомпетентность в руководстве встречается чаще, чем среди учеников. Нужно научиться относиться к этому легко, как к явлениям природы. А то, бывает, учитель вложил в проект всю душу, и получает в ответ глупую небрежную отписку, очень расстраивается. Хорошо, когда рядом есть понимающий коллега, который вовремя подскажет: «Относись проще!»

Несколько слов о конкурсах проектов. Показателем значимости такого конкурса должны считаться не известность организаторов и не стоимость призов, а размер аудитории, которая достаточно глубоко ознакомилась с представленными проектами. Часто приходится видеть конкурсы, которые объявляют себя всероссийскими, а на деле с работами участников ознакомилось только жюри.

Дело даже не в том, что, как говорят, «все места поделены заранее» или, цитируя героев комедии, «всё уже украдено, до нас» :). Очень плохо, что победа в конкурсе становится показателем уровня профессионализма. Шоу не должно быть мерилом успехов в воспитании и образовании. А тем более основанием для заслуживающих упоминания денежных выплат.

Но опытный человек понимает, что любое шоу, любой конкурс не просто игра, но еще и игра на чужом поле. Каким бы честным и объективным ни было жюри, — а такое тоже бывает, — оно в любом случае лучше понимает проекты своего круга, с которыми чаще имеет дело, важность которых для него неоспорима, и рост которых члены жюри могли наблюдать, как рост цветов в своем саду.

Жюри отдает им предпочтение не по причине своей ангажированности, а в силу своей причастности. И чтобы победить в таком конкурсе, проект другого «кружка» должен быть выше не на порядок, а несопоставимо выше.

Но ведь на конкурсе обычно представлены участники примерно одинакового уровня, — зачем проект, имеющий мировое значение, повезут на районный конкурс? И поэтому закономерно, что призовые места занимают «свои» участники, пусть не по территории, а по направлению или по образу мыслей.

Поэтому и важно, чтобы остальные конкурсанты не чувствовали обиду, что их оценили несправедливо. А чувствовали удовлетворение, что хорошо выступили, донесли свои идеи, своё творчество стольким новым людям.